Персональный сайт воспитателя МАДОУ г.Хабаровска «Детский сад №32 «Росинка» Ермолиной Натальи Владимировны

  Электронная почта: nata.hab@mail.ru

Главная » 2013 » Апрель » 3 » Творческий проект «Умелые пальчики»
21:31
Творческий проект «Умелые пальчики»

Скачать в формате DOCX

Тема: Развитие мелкой моторики через нетрадиционный вид аппликаций

Выполнила: Ермолина Н.В.,
воспитатель группы №1 «Подсолнушки»

Участники проекта: группа раннего возраста (1-я младшая группа).

Актуальность

«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский

В наше время особенно актуальной встала проблема развитие мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей.

Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной, и нервной системы организма.

Проблема: Одной из основных проблем, с которой сталкиваются педагоги и родители малышей возрастом от 2 до 4 лет - это низкий уровень развития речи.

Целью данной работы является развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляция речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности.

Педагогические задачи:

1. Развивать умения производить точные движения пальцами рук, развивая мелкую моторику.

2. Развивать способность координировать работу рук со зрительным восприятием.

3. Развивать внимание, творческое воображение, речь, глазомер, познавательный интерес.

4. Обучать ловкости в обращении с сыпучим материалом, тренировать мышцы рук детей.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Задачи проектирования:

1. Изучить литературу по проблеме развития речи детей 3 лет.

2. Разработать консультации для родителей по развитию мелкой моторики и показать её влияние на стимуляцию речевой активности у детей.

3. Подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к продуктивной деятельности.

4. Разработать систему работы, направленную на развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляцию речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности.

5. Создать фотоотчет для родителей по работе детей в кружке «Умелые пальчики».

Целевая группа: воспитатель, дети раннего возраста (1-я младшая группа) 13 человек.

Сроки реализации проекта: февраль – март 2013 года

Диагностика.

С целью выявления уровня развития речи и мелкой моторики у детей была проведена диагностика (см. Приложение №1), которая показала следующие результаты (см. Приложение №2):

1. Исследование понимания речи - 100% детей

2. Исследование развития грамматической стороны речи:

Высокий уровень развития - 15% детей

Средний уровень - 38,5%

Низкий уровень - 46,5% детей

3. Исследование словаря ребенка:

Высокий уровень - 15% детей

Средний уровень - 61,5 %

Низкий уровень - 23,5 %

4. Исследование развития связной речи ребенка:

Высокий уровень - 30,8 %

Средний уровень - 23%

Низкий уровень - 46%

5. Исследование развития мелкой моторики:

Высокий уровень - 0%

Средний уровень - 23%

Низкий уровень - 77%

Таким образом, диагностика показала, что у большинства детей развитие речи находится на низком уровне. Исследование развития мелкой моторики показало, что у 77% детей отмечается недостаточность двигательных навыков:

- недоразвитие мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, не согласованность рук;

- скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности. Нарушение моторики отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности ребенка, на развитие речи.

Из чего можно сделать следующий вывод, что данный проект необходим для этой группы детей.

Описание проекта

С целью развития ручной умелости и стимуляции речевой активности детей раннего возраста я решила уделить внимания такому творчеству, как аппликация с использованием сыпучих материалов. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и т.д.).

Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила как проявляется интерес; расширяются знания об окружающем мире, активизируется речь детей.

Работа детей занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена, что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

По мере реализации проекта мною оформляется уголок «Умелые пальчики». На входе и выходе из проекта для детей предусмотрены диагностические задания, определяющие уровень развития речи и мелкой моторики.

Система работы по развитию мелкой моторики рук включает:

Сильные стороны:

1.Актуальность

2.Желание работать

3.Интерес детей к игровым формам работы

4.Педагогический опыт.

Слабые стороны:

1.Невозможность избежать субъективизма педагогом

2.Отсутствие времени

Ожидаемые результаты:

1.Овладение практическими навыками в аппликации.

2.Появление познавательной активности.

3.Развитие моторики руки, в соответствии с возрастом детей.

4.Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям.

Возможные риски:

1.Трудность восприятия детьми способов аппликации.

Пути выхода: индивидуальный показ и объяснение.

2.Нежелание детей заниматься созданием работы.

Пути выхода: использование различной мотивации, игровых моментов.

3.Ограниченные возможности ребенка, связанные с особенностями психофизического развития.

Продукт проекта:

1. Изготовленые детьми различные виды аппликаций

2. Выставка детских работ в родительском уголке.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки

Ресурсы

1.Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной проблеме.

Февраль 2013

Воспитатель.

Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики, изучение литературы по развитию речи у детей 3-х лет.

Интернет

2. Практический этап

Содержание работы

Сроки

Ресурсы

1 Диагностика обследования речи и мелкой моторики

 

 

 

 

2.Разработка конспектов по совместной деятельности

3.Изучение разных круп, их свойств: гречка, рис, пшено, горох

4.Информация в родительском уголке на тему: «Пальцы помогают говорить»

5.Организация выставок детских творческих работ для родителей.

 

6. Фото отчет для родителей по работе кружка «Умелые пальчики»

Февраль 2013 г.

 

 

 

 

 

Февраль2013 г. - Март 2013 г.

Февраль2013 г. - Март 2013г.

 

Март 2013 г.

 

Февраль2013 г. - Март 2013 г.

 

 

Март 2013 г.

Воспитатель.

Литература:

Кабанова Т.В.

Домнина О.В.

Обследование речи общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет.

Воспитатель

3. Заключительный этап

Содержание работы

Сроки

Ресурсы

1.Самоанализ деятельности по реализации проекта

2.Итоговая диагностика развития речи детей, развития моторики руки. Анализ полученных результатов.

3.Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!»

Март 2013 г.

Воспитатель.

Результативность:

1) Развивается творческий потенциал детей.

2) Формируется устойчивый познавательный интерес у детей к творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

3) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:

 кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, появляется точность в движениях пальцев рук, совершенствуется речевая активность, развивается глазомер.

4) Дети получат радость от сотворчества.

5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей

Вывод:

Таким образом, ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Занятия нетрадиционной аппликацией позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей, поступающих в детский сад, страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

1.jpg

2.jpg

Категория: Проектная деятельность | Просмотров: 892 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории
Вход на сайт
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Информер последних комментариев